Композиция: стили, отличия, требования

Большинство композиций составляются по принципам одного из четырёх флористических стилей: массивного, линейного,  линейно-массивного и смешанного.  Для каждого стиля характерны свои отличительные  черты.

Композиции в массивном стиле

Композиция в массивном стилеСамо название стиля указывает на пышность форм композиций, выполненных в массивном стиле. Любая композиция этого стиля объёмна, её скелет состоит из вертикального стебля и нескольких горизонтально расположенных боковых стеблей. Контурные очертания плотно или не очень плотно заполняются растительным материалом. В подобном букете нельзя выделить фокусную точку, как правило, один элемент плавно и незаметно перетекает в другой. Соседние цветы обычно сливаются друг с другом по цвету, а не контрастируют.

Самая распространённая и простая композиция, выполненная в массивном стиле – букет в вазе. Букеты разнообразны по форме, они могут быть круглыми, треугольными и т.д.

Формируя круглый букет, в левую руку берут один цветок, правой добавляют следующий. Оба цветка перекрещивают и перевязывают ниткой или тонкой проволокой в точке пересечения стеблей. Третий помещают позади первого, соединяя в той же точке, и тоже обвязывают. Последующие цветы присоединяют как бы по спирали, обязывают их нитью или тонкой бечёвкой, которую обвивают вокруг всех стеблей.

Круглый букет в массивном стилеКруглый букет составляют из цветов с длинными стеблями. Дополняют его папоротником, злаками, веточкой гипсофилы. Этот растительный материал можно перемешать с цветами. Добавляют в круглый букет крупные листья или ветки с мелкими листьями. Хорошо выглядят в таких букетах цветы одного вида, но разных окрасок, например белые и синие астры, розовые и фиолетовые циннии. Оживленным будет букет из растений разного вида, например незабудок и тюльпанов.

В ХIХ веке появился букет в стиле бидермейер, изготовленный из некрупных цветов, расположенных в виде концентрических кругов, и прикрытый снизу зеленью. В настоящее время бидермейер – это невысокая округлая композиция, стебли в которой практически незаметны. Делают такие букеты из живых, искусственных и сухих цветов.

Сейчас, как и в прежние времена, букетами в стиле бидермейер украшают стол. Этот букет можно составить из цветов одинаковых и разных видов, наиболее эффектно смотрятся в нем розы или весенние цветы. Крепёж для такой композиции необязателен. Букеты невесты также составляют в стиле бидермейер.

Букет невесты в массивном стилеА вот традиционные букеты в массивном стиле создают с помощью крепежа (мягкой проволоки, флористической губки), что позволяет придавать им разнообразную форму: овальную, треугольную, в виде веера и т.д. Подобные композиции могут быть настольными или огромными, почти до потолка. Наиболее популярна в настоящее время треугольная форма традиционного букета.

При создании любой подобной композиции с помощью линейного растительного материала делают вертикальную ось, к которой добавляют остальные цветы.

Сложную композицию, называемую византийским конусом, делают только из искусственных или сухих цветов. Закрепляют её с помощью флористической губки, которую сначала прикрывают веточками с листьями, а потом заполняют цветами на коротких стеблях, плодами и ягодами. Чем красочнее и разнообразнее композиция, тем лучше.

Букет в вазе в массивном стилеОдна из самых распространённых композиций из сухих цветов в массивном стиле называется «ёжик». Сухой линейный материал пиками поднимается из плетеной корзины или коробки, промежутки заполняются различными сухими цветами.

Более оригинальна композиция, в которой сухие растения разных видов располагаются на различном уровне.

Сравнительно новая и ещё не получившая широкой популярности композиция из сухих цветов, расположенных в виде коврового узора, - «панно».

Из искусственных цветов и сухих растений можно сделать массивный букет в деревенском стиле. Сосуд прикрывают соломой, нижнюю часть композиции составляют  из стеблей овса и пшеницы, над ними размещают искусственные полевые цветы: васильки, ромашки, маки и др.

Композиции в линейном стиле 

Линейный стиль появился на Востоке более тысячи лет назад. В Европу он попал в начале ХХ века вместе с икебаной.

Композиция в линейном стилеДва основных требования при составлении композиций в линейном стиле – небольшое количество растительного материала и обязательный крепеж, главным образом наколки. Для этого стиля характерно и то, что каждый его элемент значим сам по себе, общее же впечатление зависит от того, как обыгрывается пространство между всеми деталями. При формировании такой композиции важно, чтобы акцент делался именно на линии, а не на заполненность пространства. Не важна и иногда даже не желательна постепенность переходов характерная для массивных композиций.

Простейшая композиция в линейном стиле – пучок сухих веток в сосуде, эффектно выглядящий в аскетичном интерьере.

Единственная аранжировка в этом стиле, отличающаяся строгостью, - вертикальная композиция. При её создании сначала закрепляется растительный материал, образующий центральную ось композиции. Такой осью могут стать цветы на высоких стеблях, одна облиственная ветка или несколько узких длинных листьев. Внизу, у основания, размещаются листья с короткими черешками. Их задача – прикрыть крепеж. Вдоль оси или ближе к основанию располагается один или несколько фокусных цветков.

ИкебанаЯркий пример композиций в линейном стиле – знаменитая икебана, существующая не одну сотню лет и по-прежнему остающаяся загадкой для западной цивилизации.

К икебане относится появившийся в ХII веке стиль нагэире. Композиции нагэире  создаются высоких цилиндрических вазах и вызывают ощущение воздушности и естественности.

В XVIII столетии появился стиль сейка (шока). Он характеризуется  сдержанностью и основывается на строгих правилах, четко регулирующих длину стеблей и угол их наклона. Чаще всего композиции и в этом стиле имеют треугольную форму, все элементы-стебли выходят из одной точки.

В начале ХХ века возник новый стиль икебаны  – морибана. Композиция в этом стиле также подчинена строгим правилам. Растения закрепляют в наколке и размещают в плошке. Для стиля морибана характерна демонстрация ярких крупных цветов или создание пейзажных композиций.

Букет в линейном стилеВ 1960-е годы родился свободный стиль, которому свойственны асимметричность, лаконичность и отсутствие строгих очертаний. В отличие от вертикальных композиций в таких аранжировках линейный материал не прикрывают зеленью и цветами, в них используют эффектные цветы, применяют цветовые контрасты. Сосуд не маскируют, так как это одна из важнейших частей композиции в свободном стиле. Четких правил по составлению таких композиций (их еще называют композициями в современном стиле) не существует.

В 1980-е годы широкое распространение получили абстрактные композиции, однако это уже не просто цветочные аранжировки в линейном стиле, а трёхмерный объект современного искусства, где в качестве изобразительных средств применены живые или сухие растительные материалы, естественные, подкрашенные или препарированные. Абстрактные композиции похожи на аранжировки в свободном стиле, и иногда их трудно отличить друг от друга.

Композиции в линейно-массивном стиле

Композиция в линейно-массивном стилеГлавный принцип линейно- массивного стиля в том, что каркас композиции, образованный растительным материалом, прикрыт, но не закрыт полностью другими цветами и листьями.

Одна из самых популярных аранжировок в этом стиле – симметричный треугольник, создающий ощущение прочности и сбалансированности. Обе горизонтальные линии у основания образованы одинаковым линейным материалом, обе стороны треугольника почти идентичны.

Композиция асимметричный треугольникДругая композиция в линейно-массивном стиле, асимметричный треугольник в виде латинской буквы L, менее строга по своим очертаниям и выглядит более эффектно. Оси треугольника могут иметь разную длину, фокусная точка в основании треугольника придает композиции особую выразительность. 

Совсем немного материала потребуется для композиции полумесяц. Для ее создания используют флористическую губку. В качестве основы можно взять оголённые ветки или ветки с листьями и цветками, которым придают форму полумесяца. Изогнутые ветки  укрепляют по краям флористической губки, делая одну сторону выше другой. К средней части добавляют цветы и листья. Крепеж тщательно маскируют растительным материалом.

Композиция симметричный треугольникОчень оригинальна и динамична композиция, называемая линией Хогарта. Свое название она получила от имени английского художника Уильяма Хогарта, описавшего так называемую линию красоты, имеющие вид изогнутой латинской буквы S. Для создания такой композиции потребуется два набора ветвей, изогнутых аналогично. Их закрепляют во флористической губке, помещенной в горлышко высокого сосуда. Используют гибкие ветви: ракитник, смородину, жасмин, розмарин. Их замачивают в воде, изгибают, концы связывают веревкой и оставляют сохнуть в течение нескольких часов.

Эффектные композиции в линейно-массивном стиле – перевернутый полумесяц и веер.

Композиции в смешанном стиле

Композиция в смешанном стиле Гирлянда ВенокЭти композиции многообразны и включают элементы всех вышеописанных стилей. Сюда относится параллельная композиция, где все растения, разбитые на группы, закреплены в прямоугольной флористической губке. В нее втыкают несколько разных вертикальных групп стеблей, которые не прикрывают другими растениями. Зато сама губка должна быть замаскирована невысокими стеблями, листьями, цветками, плодами. В этой композиции нет плавных переходов, отдельные блоки контрастируют друг с другом по цвету и форме, вертикальные линии поднимаются из горизонтальной растительной массы.

К смешанному стилю относят и пейзажную композицию, изображающую, например, кусочек леса, луга, берега реки.

Распространенные композиции смешанного стиля – венок, гирлянда,  полугирлянда (фестон) и декоративное дерево.

(В статье использованы материалы книги Мироновой Г.В. Великолепные сухие и искусственные цветы и букеты.)

Все статьи раздела: